Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 14.05.2010 N 31 "О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 5 марта 2009 г. N 20". Зарегистрировано в НРПА 20.05.2010 N 8/22356. Вступило в силу 27 мая 2010 года.
В порядок согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций (далее - юридические лица) внесены изменения
Согласование наименований юридических лиц необходимо:
- для их последующей государственной регистрации;
- регистрации соответствующих изменений (дополнений) в учредительные документы действующей организации при изменении ее наименования.
В частности, с 27 мая 2010 года не подлежат согласованию в качестве наименований (части наименований):
- наименования юридических лиц, исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР), наименования юридических лиц, в отношении которых в ЕГР внесена запись о прекращении деятельности, кроме случаев обращения правопреемника, прекратившего деятельность юридического лица, за согласованием соответствующего наименования;
- наименования, содержащие элементы, которые могут вызвать трудности при автоматизированной обработке информации (символы, не входящие в стандартный алфавит, такие как апостроф, запятые, точки, символ подчеркивания, надстрочные и подстрочные цифры и буквы и т.д.), за исключением случаев, когда использование знаков препинания обусловлено общепринятыми грамматическими и орфографическими правилами белорусского и (или) русского языков;
- наименования, содержащие слова в превосходной степени сравнения, а также наименования, позволяющие позиционировать данное юридическое лицо в качестве лидера определенной отрасли (сферы деятельности) на основании его наименования, такие как "лучший", "первый", "единственный" и так далее, в любом роде, падеже, числе.
Кроме того, согласование наименований юридических лиц, содержащих наименования уже существующих юридических лиц, может быть произведено только с разрешения существующего юридического лица.
В наименование социально-педагогического учреждения образования детская деревня (городок) допускается включать аббревиатуру "SOS".
Отметим, что вышеназванные изменения относятся только ко вновь создаваемым юридическим лицам. Следовательно, не подлежат приведению в соответствие с указанными нормами наименования юридических лиц, зарегистрированных ранее.
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.04.2010 N 60
"Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и их отдельных положений".Принята новая Инструкция о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей <1>, которая заменит действующую Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь <2>.
--------------------------------
<1> утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 26.04.2010 N 60 (далее - Инструкция N 60).
<2> утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 20.09.2002 N 123 (далее - Инструкция N 123).
I. Нормы Инструкции N 60 обязательны для применения государственными коммерческими организациями и коммерческими организациями с долей госсобственности 50% и более для тарификации профессий (должностей) работников и определения их тарифных ставок и должностных окладов <3>.
--------------------------------
<3> абз. 2 п. 2 Инструкции N 60.
Дополнено понятие тарификации. Так, тарификация - это не только отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (профессиям, должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации, но и отнесение выполняемых работ к кратным размерам тарифной ставки 1-го разряда <4>.
--------------------------------
<4> п. 3 Инструкции N 60.
Для некоторых должностей (в частности ведущих специалистов, главных специалистов (в структурном подразделении), начальников отделов, начальников управлений, мастеров, старших мастеров, начальников участка и т.д.) диапазоны разрядов увеличены на один разряд.
Порядок формирования тарифной ставки (тарифного оклада) работника остался прежним. Тарифная ставка (тарифный оклад) рассчитывается путем последовательного умножения тарифной ставки 1-го разряда на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда или кратный размер тарифной ставки 1-го разряда, установленный работнику по его профессии (должности), и на коэффициент повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям (далее - коэффициент повышения). Сдельные расценки определяются исходя из тарифных ставок (тарифных окладов) выполняемых работ, исчисленных с учетом коэффициентов их повышения <5>.
--------------------------------
<5> п. 4 Инструкции N 60
При этом тарифная ставка (тарифный оклад), сдельные расценки, рассчитанные в указанном порядке, являются базой для расчета повышений, предусмотренных Инструкцией N 60, иными нормативными правовыми актами (п. 2.5 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины", постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.11.1999 N 1748 "О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда").
Как и прежде, наниматель с учетом финансового состояния организации может устанавливать работникам повышения их тарифных ставок (тарифных окладов), а также сдельных расценок до 300% включительно, если больший размер не предусмотрен законодательством. Такое повышение может быть закреплено как в локальном нормативном правовом акте, так и в трудовом договоре (контракте) <6>. Ранее порядок и условия повышения должны были устанавливаться в локальном нормативном правовом акте, а конкретный процент - в трудовом договоре <7>.
--------------------------------
<6> ч. 2 п. 5 Инструкции N 60.
<7> п. 7 Инструкции N 123.
Итоговая тарифная ставка рабочего, должностной оклад служащего формируются следующим образом.
1. Определяем тарифную ставку (тарифный оклад), рассчитанную по ЕТС, путем умножения тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации, на тарифный коэффициент тарифного разряда (кратный размер тарифной ставки 1-го разряда) профессии (должности) и на соответствующий коэффициент повышения.
2. Повышаем тарифную ставку (тарифный оклад) в размерах, установленных нанимателем, в пределах до 300% включительно (с учетом финансового состояния организации).
3. Повышаем тарифные ставки (тарифные оклады), предусмотренные по иным основаниям, исходя из тарифной ставки (тарифного оклада) работника, рассчитанной по ЕТС (т.е. по п. 1).
4. Суммируем тарифную ставку (тарифный оклад) и повышения (по всем основаниям), получив в результате тарифную ставку рабочего (должностной оклад служащего) (т.е. п. 1 + п. 2 + п. 3).
II. Для коммерческих организаций с долей госсобственности менее 50%, ИП, коммерческих организаций с иностранными инвестициями (далее - негосударственные организации) Инструкция N 60 обязательна к исполнению в части тарификации профессий (должностей) работников в соответствии с локальными нормативными правовыми актами. При этом тарифные коэффициенты должны быть не ниже тарифных коэффициентов, указанных для соответствующих категорий работников в приложениях 1 - 3 к Инструкции N 60 <8>.
--------------------------------
<8> абз. 3 п. 2 Инструкции N 60.
Можно говорить о том, что нормы о тарификации, содержащиеся в главах 3 и 4 Инструкции N 60, являются обязательными для негосударственных организаций. При этом порядок формирования итоговой тарифной ставки (должностного оклада) работника негосударственной организации нормами Инструкции N 60 не регулируется.
Как и ранее, оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь <9> (далее - ЕТС), утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.03.2001 N 21.
--------------------------------
<9> п. 1 Декрета от 18.07.2002 N 17 "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников".
Порядок определения часовых и (или) месячных тарифных ставок (тарифных окладов) относится к компетенции нанимателя <10>. При этом заработная плата зависит от сложности выполняемых работ, их количества, качества, условий труда и квалификации работника <11>.
--------------------------------
<10> ч. 1 ст. 61 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК).
<11> ст. 57 ТК.
Таким образом, негосударственные организации при формировании оплаты труда работников должны установить для каждой должности (профессии) конкретный тарифный разряд на основании норм Инструкции N 60. Тарифный коэффициент (или кратный размер тарифной ставки 1-го разряда), соответствующий тому или иному тарифному разряду, должен быть равен или превышать тарифный коэффициент, предусмотренный приложениями 1 - 3 к Инструкции N 60 (т.е. минимальный размер тарифного коэффициента для каждого из тарифных разрядов).
Инструкция N 60 вступает в силу 1 июня 2010 годаПостановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28.04.2010 N 54
"Об установлении перечня комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов и иных изделий, из которых извлечение драгоценных металлов экономически нецелесообразно". Зарегистрировано в НРПА РБ 15.05.2010 N 8/22334. Вступает в силу после официального опубликования.Установлен новый перечень комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов и иных изделий, из которых извлечение драгоценных металлов экономически нецелесообразно (далее - Перечень).
Производить сдачу-приемку драгоценных металлов (далее - драгметаллы) в виде лома и отходов необходимо по мере накопления объемов, обеспечивающих безубыточность их переработки <1>, поэтому Перечень используется как сдатчиками, так и переработчиками для определения экономической эффективности переработки таких лома и отходов.
--------------------------------
<1> п. 25 Инструкции о порядке расчетов за поставки драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь, утв. постановлением Минфина от 31.03.2004 N 59.
Перечень периодически утверждается Министерством финансов на основании данных переработчиков о концентрации драгметаллов в отдельных частях различного вида имущества: узлах и деталях оборудования, приборов и прочих изделий (далее - изделия). Учет драгметаллов в ломе и отходах изделий, включенных в Перечень, не производится, а их утилизация осуществляется в обычном порядке <2>.
--------------------------------
<2> п. 72-1 Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утв. постановлением Минфина от 15.03.2004 N 34.
В новый Перечень почти в полном объеме включены изделия, содержащиеся ранее в перечне комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов, других изделий, лома и отходов, извлечение драгоценных металлов из которых экономически нецелесообразно <3>, причем по некоторым из них (выключатели ВК-322, датчики ТМ-111) скорректированы данные о содержании драгметаллов.
--------------------------------
<3> утв. постановлением Минфина от 31.07.2007 N 120 (далее - Постановление N 120).
Перечень также дополнен новыми изделиями, в которых содержание драгметаллов ничтожно мало и не обеспечивает безубыточность сбора и переработки их лома и отходов. К таким изделиям теперь отнесены некоторые виды генераторов шума, разъемов, печатных пластин, диодных блоков и др.
Новый Перечень по сравнению с действовавшим ранее значительно расширен, что позволит организациям снизить затраты на извлечение из непригодного имущества драгметаллов, сбор и переработку лома и отходов, их содержащих.
Вместе с тем некоторые изделия, перечисленные в приложении к Постановлению N 120, в Перечень не вошли (например, технически изношенная экспонированная осциллографическая бумага, обрезки и отходы такой бумаги).
Новым Перечнем необходимо пользоваться с момента вступления в силу Постановления N 54: 26 мая 2010 года.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.05.2010 N 662
"О некоторых вопросах начисления амортизации". Зарегистрировано в НРПА 05.05.2010 N 5/31773С 1 мая 2010 года до 1 января 2011 года разрешено не начислять амортизацию на используемые в предпринимательской деятельности и числящиеся в бухгалтерском учете основные средства и нематериальные активы (по всем или отдельным объектам) организациям, которые осуществили (осуществляют) инвестиции в основной капитал в соответствии с утвержденными в установленном порядке бизнес-планами инвестиционных проектов <1>.
--------------------------------
<1> постановление Совмина от 03.05.2010 N 662 " О некоторых вопросах начисления амортизации" (далее - постановление N 662).
Порядок утверждения бизнес-планов инвестиционных проектов предусмотрен, в частности, для государственных коммерческих организаций, негосударственных коммерческих организаций, акции (доли) которых принадлежат Республике Беларусь (ее административно-территориальным единицам), переданы в управление республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому <2>.
--------------------------------
<2> постановление Совмина от 08.08.2005 N 873 "О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций".
Следует отметить, что в 2009 году право не начислять амортизацию по используемым в предпринимательской деятельности основным средствам и нематериальным активам имели все организации и индивидуальные предприниматели <3>. При этом нормативные сроки службы и сроки полезного использования по этим объектам продлевались на срок, равный периоду, в котором амортизация не начислялась.
--------------------------------
<3> постановление Совмина от 18.03.2009 N 327 "О вопросах начисления амортизации основных средств и нематериальных активов в 2009 году".
Постановление N 662 не содержит подобной нормы. Нормативные сроки службы и сроки полезного использования пересматриваются в случаях и порядке, установленных Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов <4>.
--------------------------------
<4> утв. постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры от 27.02.2009 N 37/18/6.